Кетцалькоатль «пернатый змей»

Как пишут Э. Джилберт, M. Коттерелл в книге «Тайны майя», сама по себе связь культа Кецалькоатля с жертвоприношениями в Теотиуакане выглядет маловероятной. Под этим именем было известно небесное божество, один из четырех сыновей первой божественной пары Ометеотль; Кецалькоатль правил небесным царством на западе, и цвет его был белым, что обычно означает чистоту, доброту и мудрость. Кроме того, его отождествляли с Венерой — белой и самой яркой из планет. В этой ипостаси он был чем-то вроде Феникса, птицы, возрождающейся из пепла. Согласно «анналам Куаутитлана», он воспламенил себя внутренним огнем, но его сожженное сердце возродилось и стало Венерой.

Вот этот рассказ:

«И когда они достигли земли, которую искали, он (Кецалькоатль) стал горевать. В тот год, 1 год камыша (как гласит предание), они достигли берега океана, и он, поплакав, одел свой убор из перьев и свою драгоценную маску, а после этого сам себя предал огню. И говорят, после того, как он сжег себя, из пепла появилась вдруг прекрасная птица, которая поднялась в небо… И после того, как он обратился в пепел, сердце его стало птицей ке-цаль, и все видели, как эта птица взлетела высоко и, по словам старых людей, превратилась в Венеру, и засияла на небе. С тех пор его величали Владыкой Рассвета».

В этом учении, если его правильно понять, содержится идея: чтобы обрести свободу, надо изменить свое бытие. Эту мысль можно пояснить еще одной метафорой: обычное человеческое существование подобно жизни гусеницы, которая в течение всей жизни даже не представляет себе, что возможна иная форма бытия. Но ведь гусеница может превратиться в прекрасную бабочку; также и человек может преобразиться в высшее существо. Людям не нужно всю жизнь оставаться «на стадии гусеницы», они могут превратиться в ангелов, даже еще живя земной жизнью.  Личность должна «умереть» для себя, чтобы возродиться в единении со вселенной. Каждый, кто пытался изменится, знает, что это очень нелегко. Личное «я» человека очень боится потерять свою призрачную индивидуальность. Годы могут потребоваться человеку для достижения единения с божеством. Но если человеческая душа пройдет это испытание успешно, то она исполнится чистой энергии абсолютной любви. Так, принеся в жертву собственное «я», человек становится открытым всему миру. Тогда человек, говоря на языке мексиканских индейцев, сам становится Кецалькоатлем. Небесный огонь очищает человека от суеты обычной жизни, и он, подобно звезде, возрождается для вечности.